aconit2000@mail.ru

812 764-53-52 - запись на прием
812 373-52-75
812 572-79-77
921 795-02-95 - справки

 

Логин

Пароль

 

 

Фитотерапия в онкогинекологии.

Алефиров А.Н.

ключевые слова: онкогинекология, рак шейки матки, рак тела матки (эндометрия) рак яичников, лечение, фитотерапия, траволечение, лекарственные растения

 


Книги

Царь-зелье Аконит
© Алефиров, Санкт-Петербург,

©ИД "Весь", Санкт-Петербург, 2001

Полная энциклопедия гомеопатии
© Алефиров, Санкт-Петербург,
©ИД "Весь", Санкт-Петербург, 2001

Мастопатия. Лечение травами
© Алефиров, Санкт-Петербург,
©ИД "Весь", Санкт-Петербург, 2002

Рак. Я объявляю тебе войну!
© Алефиров, Санкт-Петербург,
©"Невский проспект", 2003

Фитотерапия заболеваний щитовидной железы,
© Алефиров, Санкт-Петербург, 2008,
(new!)

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

 

ЦАРЬ-ЗЕЛЬЕ АКОНИТ

Онкологические заболевания в гинекологии представлены в основном злокачественными опухолями яичников, тела матки и шейки матки, составляющими три четверти всех онкогинекологических заболеваний. Наибольший удельный вес имеют опухоли тела матки (эндометрия) – более 40%. На втором месте новообразования шейки матки, за которыми следуют опухоли яичников. Впрочем, актуальность заболевания обуславливается не только частотой возникновения, но и уровнем смертности от него. Так, самое редкое из трех онкогинекологических заболеваний – рак яичников – характеризуется самой высокой смертностью, превышающей в 2 раза смертность от опухолей эндометрия (см. таблицу 1). Вполне очевидно, что такое положение вещей происходит по большому счету вследствие двух причин: поздним выявлением заболевания (до 70% впервые диагностированных случаев – III и IV стадия) и недостаточной эффективностью существующих подходов к комбинированному лечению.


электронная библиотека на ТРАВОЛЕКАРЕ

 


Введение

Рак шейки матки

Рак тела матки (эндометрия)

Рак яичников

Фитоэстрогены в онкогинекологии

Антигонадотропные растения

Кровоостанавливающие растения

 

 



Таблица 1. Структура заболеваемости и смертности в онкогинекологии.



локализация
Заболеваемость в РФ (на 100000 женщин в год)
Смертность в РФ (на 100000 женщин в год) Удельный вес в структуре онкозаболеваний гинекологической сферы, % Удельный вес в структуре всех онкозаболеваний, %
ЗНО яичников
10,3 9,8 13,8 2,6
ЗНО тела матки 19,5 7,5 40,3 3,6
ЗНО шейки матки 14 4,7 20 2,8
ЗНО молочной железы*
47,5 27,2   10,6


* - ЗНО молочной железы не относятся к онкогинекологии, статистика приводится для сравнения

 

Несмотря на то, что данные заболевания объединены по узкоспецифическому признаку принадлежности к женской репродуктивной сфере, каждое из них существенно отличается от другого по целому ряду патогенетических аспектов. Поэтому и лечебные подходы отличаются также существенно. Это касается не только различий в способах и прогнозах оперативного и лучевого лечения, но в выборе средств фармакотерапии. Во-первых, имеются существенные различия в преобладающих гистологических вариантах опухолей матки, шейки матки и яичников. В одних случаях приоритетными являются плоскоклеточные раки, в других – железистые карциномы, а в третьих – неимоверный коктейль эпителиальных и неэпителиальных опухолей. Чувствительность их к химиотерапевтическим средствам разная.

Во-вторых, в зависимости от локализации опухоли отличаются по признаку чувствительности к половым гормонам. Так, опухоли эндометрия несут на своих клеточных мембранах рецепторы к эстрогенам и прогестерону, и как следствие, нередко в лечебной схеме можно увидеть синтетические прогестины (Депо-Провера, Норколут и т.п.). В то же самое время, рак шейки матки совершенно не чувствителен к гормонопрепаратам. Остается открытым вопрос о влиянии половых тропинов гипофиза на опухоли яичников.

Фитотерапия, как равноправный и легитимный метод современной фармакотерапии, формула которого изложена в Методических рекомендациях Минздрава № 2000/63, обязана быть в полной мере использована для лечения в сфере онкогинекологии. Такая необходимость обусловлена самой сутью патологии, представляющей собою ни что иное, как хроническое заболевание, характеризующееся длительным течением, а значит, и потребностью к долговременной терапии, по возможности имеющей минимальные побочные эффекты. Как известно, именно фитотерапия с ее мягким щадящим воздействием на органы и ткани, в подобном контексте наиболее применима. А в умелых руках вообще представляет мощное оружие против болезни.

Стратегия фитотерапии онкобольного обычно строится по одному из двух вариантов в зависимости оттого, проходит ли пациент в данный момент лечение основными методами (операция, ПХТ, лучевая терапия) или нет. В первом случае главными задачами фитотерапии являются профилактика и преодоление побочных эффектов применения основных методов, усиление их противоопухолевого действия и предупреждение тахифилаксии. Во втором случае фитотерапия используется в качестве основного, а подчас и единственного метода лечения. В этом случае на первое место выходит необходимость в наиболее полной реализации всех противоопухолевых возможностей фитотерапии.

Можно выделить ряд терапевтических направлений, по которым должен производиться подбор лекарственных растений в схему лечения онкобольного. Вполне очевидно, что данные направления могут быть разделены на две большие группы: противоопухолевые и мероприятия общего плана, с соответствующим акцентом в зависимости от этапа основного лечения.

Современная научная фитотерапия, как метод, базирующийся на знаниях о фармакологических эффектах активных соединений, входящих в состав растений, подчиняется тем же патогенетически обусловленным принципам выбора лекарства, что и «фармакотерапия чистых субстанций». Безусловно, далеко не каждое растение может быть четко отнесено к той или иной фармгруппе. Однако сейчас можно говорить об антигормональных растениях, индукторах апоптоза, специфических иммуномодуляторах и т.п.

Однако, даже имея внушительную экспериментальную базу, нельзя ни в коей мере считать знание о фармакологии растений исчерпывающими, и соответственно, методические подходы в лечении травами до конца отработанными. Поэтому фитотерапевт в своей практике обязан многогранно и наиболее полно использовать весь известный ему эмпирический опыт, накопленный народом, а также опыт древних традиционных медицинских систем Китая, Тибета, Персии, Средневековой Европы и т.п.

Одним из таких эмпирических вопросов остается вопрос об избирательном противоопухолевом действии разных лекарственных растений на тот или иной орган или ткань человеческого организма. Так, например, в народной медицине существует целая группа растений, объединяемых под названием «маточников». Это такие травы, которые избирательно действуют на матку (собственно, в народе имеются в виду все органы репродукции), в том числе, и как противоопухолевые средства. Данная группа весьма разнородна по ботанической принадлежности и по химическому составу. Так, например, в ней можно увидеть бешенный огурец, василистник, шандру, барбарис, пион, бархат амурский, переступень белый и еще ряд растений. Анализ химического состава позволяет предположить «общий знаменатель», объединяющий эти растения, что дает, в том числе повод для проведения экспериментального исследования. Так, например, целый ряд растений, применение которых в онкогинекологии характерно для восточных школ фитотерапии, содержат фенантреновый алкалоид берберин: барбарис обыкновенный, бархат амурский, василистник вонючий, водосбор сибирский, джефферсония сомнительная, хохлатка обманчивая, чистотел большой, гидрастис канадский.

В эксперименте была показана противоопухолевая активность берберина в отношении клеток рака шейки матки линии Ca Ski. Эффект берберина зависел от дозы и времени воздействия. В ходе исследования было показано, что апоптоз злокачественных клеток был связан с индукцией более высоких показателей белков p53 и Bax/Bcl-2, повышением уровней агрессивных соединений кислорода и ионов кальция, нарушением мембранного потенциала митохондрий, усиления активности капсазы 3. Апоптоз предотвращался, если до воздействия берберином клетки обрабатывались ингибитором капсазы zVAD-fmk. Кроме того, активность апоптоза коррелировала с увеличением концентрации белка GADD153, который является транскрипционным фактором апоптоза. Если же клетки предварительно обрабатывались каталазой, уровень данного белка был существенно ниже, а апоптоз предотвращался [1, 5].

При изучении эффектов хохлатки янхусуо, используемой в китайской медицине для обезболивания при терминальных формах рака, и берберина, как основного действующего вещества растения, было обнаружено антиангиогенное действие. Оказалось, что конституенты хохлатки, представленные в основном алкалоидами протобербериновой группы, и в первую очередь самим берберином, подавляют пролиферацию, миграцию, инвазию эндотелиальных клеток, а также их способность к построению капилярной трубки. Выяснилось, что берберин снижает выработку эндотелиального фактора роста (VEGF) путем подавления активности матричной металлопротеиназы MMP2. [2].

В эксперименте было показано, что противоопухолевому действию берберина поддаются злокачественные клетки не только с сохранной чувствительностью к химиотерапии, но и так называемые аноикис-резистентные клетки. Аноикис – это специфический тип клеточной гибели путем апоптоза, вступающий в действие, если клетка не прикреплена к клеточному матриксу. С точки зрения онкологии аноикис-резистентные клетки являются источником отдаленных метастазов. Интересен тот факт, что в эксперименте в качестве препарата сравнения был использован доксорубицин, значительно уступивший в эффекте берберину в эффекте подавления роста аноикис-резистентных клеток [3].

Помимо интересных антираковых свойств было также показано радиопротективное действие берберина при проведении облучения области живота и малого таза. В исследовании участвовали 42 пациентки с раком шейки матки и еще 36 пациентов, которым облучение проводилось по поводу семином или лимфом, локализованных в области малого таза и живота. Группы были в случайном порядке разделены поровну на принимавших и не принимавших берберин. Препарат принимался в дозе 300 мг три раза в день внутрь в ходе облучения, а еще восьми пациентам с развившимся острым радиационным интестинальным синдромом (ОРИС) берберин назначали с третьей или пятой недели лечения. Результаты были следующие. В группах больных, не получавших берберин, развился ОРИС, выразившийся в утомляемости, отсутствии аппетита / тошноте, колите, рвоте, проктите, потере веса и диарее на уровне 1 степени и в ряде случаев анорексии / тошноте, утомляемости 2 степени. В то же самое время у больных, получавших берберин, были отмечены осложнения лучевой терапии только в виде колита, анорексии / тошноты и утомляемости 1 степени [4].
Экспериментально обнаружен эффект берберина и экстрактов из содержащих его растений при опухолях печени, перевиваемых опухолях легких, индуцированных опухолях толстого кишечника, клеточных линиях A549, MCF-7 и MDA-MB-231 (рак молочной железы), SCC-4 (плоскоклеточный рак языка человека), 5-8f (назофарингеальная карцинома), глиомы крыс, нейробластомы человека, простаты человека, остеосаркомы человека, SNU-5 (рак желудка) и др.

Рассматривая эффекты берберина, нужно упомянуть препараты, получаемые путем ферментации чистотела. Как показал химический анализ, сумма активных веществ чистотела, подвергаемых превращению, по большей части представлена берберином и родственными ему алкалоидами изохинолинового ряда. В ряде работ сообщается о способности Украина вызывать апоптоз клеток линии рака шейки матки [6]. Коллеги из Ukrainian Anti-Cancer Institute (Вена, Австрия) сообщают об успешном применении препарата для лечения рецидива шейки матки у 28-летней пациентки. Ей был установлен диагноз и проведена эндоцервикальная конизация. Через год был обнаружен рецидив заболевания in situ, но от повторного хирургического лечения больная отказалась. В течение года для ее лечения применялся препарат Украин, после чего следов заболевания обнаружено не было. Еще через 3 года она родила здорового ребенка. К моменту написания статьи (1996 г.) больная была здорова в течение 8 лет [7]. Похожая работа была проведена онкогинекологами Департамента акушерства и гинекологии медицинского факультета Университета Хон Каен, Таиланд. Украин назначали по 10 мг внутримышечно ежедневно до 10 инъекций на курс. Измерялись два наибольших диаметра и объем опухоли, проводились иммунологические тесты до и после назначения препарата. После лечения пациентки были прооперированы в объеме радикальной гистерэктомии (тип III по Piver). В трех случаях из 9 был достигнут частичный регресс. В 6 случаях констатировалась стабилизация. Наблюдалось снижение общего числа В-лимфоцитов и Т-супрессоров, тогда как общее число Т-лимфоцитов увеличивалось за счет хелперных клеток [8].

Обсуждая растения - «маточники» и их химический состав, мы выявляем еще одно не менее интересное, чем берберин, соединение – кукурбитацин. Данное вещество мы находим в основном в составе Тыквенных: бешенный огурец, переступень белый, сициос угловатый, трихозант змеевидный, колоцинт, а также в представителях других семейств - авране лекарственном, иберийке горькой, элеокарпусе (Elaeocarpus hainanensis) и др.

Кукурбитацин Е продемонстрировал противоопухолевую активность в отношении клеток рака яичников ES-2 [9]. Совместное культивирование раковых клеток с лимфоцитами, предварительно активированными кукурбитацином D, выделенным из бешенного огурца, приводит у лизису злокачественных клеток [13].
Кукурбитациновые гликозиды В и Е, выделенные из листьев колоцинта, подавляли рост клеток рака молочной железы человека ER(+) MCF-7 и ER(-) MDA-MB-231. Изучение клеточных культур, обработанных смесью кукурбитацинов показали существенное возрастание клеток, замерших в фазе G2/M цикла деления. В клетках понизилось содержание белков-инициаторов митоза, например, комплекса p34(CDC2)/cyclin B1. Клетки приобретали вытянутую форму, что может свидетельствовать о повреждении актиновой филаментной организации. Нарастал уровень апоптоза [12].

Высказывается предположение, что одной из мишеней действия кукурбитацинов является белок STAT3 и опосредованный им путь регуляции деления злокачественных клеток. Проведен целый ряд экспериментов, доказывающих это предположение, на основании чего делается вывод о необходимости изучения кукурбитацинов в качестве возможных средств таргетной терапии. Кукурбитацины усиливают эффекты доксорубицина и гемцитабина. Показана активность кукурбитацинов в отношении культур опухолей толстого кишечника, назофарингеальной карциномы, поджелудочной железы, лейкоза, нейцробластомы.
Интересное растение трихозант змеевидный (Trichosanthes cucumerina), используемое в китайской традиционной медицине для лечения рака, содержит в корнях брионовую кислоту, а в плодах кукурбитацин В. Оно продемонстрировало в эксперименте противоопухолевую активность против четырех клеточных типов рака молочной железы, двух типов рака легкого и одного типа рака толстого кишечника [10]. В отношении кукурбитацина D, выделенного из трихозанта Кириллова, показано свойство вызывать апоптоз клеток гепатоцеллюлярной карциномы [11].

Тема «маточников» будет неполной без рассмотрения растений – гормонорегуляторов, среди которых наибольший интерес для нас представляют две группы средств. Травы, богатые фитоэстрогенами, и растения, содержащие литоспермовую кислоту. Вследствие важности этой темы и обширности материала мы рассмотрим ее позднее отдельной главой.

Говоря об эмпирическом народном опыте траволечения онкологических заболеваний гинекологической сферы и анализируя при этом народные рецепты et masse, усматриваются еще одно интересное направление поиска. Противоопухолевыми свойствами в отношении женских репродуктивных органов обладают многие ядовитые растения, растущие в воде (реке, озере или даже в болоте). Среди них отчетливо выделяются представители семейства Лютиковых (которое и так уже дали нам василистник и ветреницу, прострел, ломонос, перелеска, клопогон) водосбор, калужница, купавка, «водоплавающие красавцы» - лотос, кубышка и кувшинка, и, конечно же, в качестве классики жанра – водный перец (раковые шейки, горец перечный).

читать далее >>>

Литература

  1. Ho YT, Lu CC, Yang JS, Chiang JH, Li TC, Ip SW, Hsia TC, Liao CL, Lin JG, Wood WG, Chung JG. Berberine induced apoptosis via promoting the expression of caspase-8, -9 and -3, apoptosis-inducing factor and endonuclease G in SCC-4 human tongue squamous carcinoma cancer cells. Anticancer Res. 2009 Oct;29(10):4063-70.
  2. Gao JL, Shi JM, Lee SM, Zhang QW, Wang YT. Angiogenic pathway inhibition of Corydalis yanhusuo and berberine in human umbilical vein endothelial cells. Oncol Res. 2009;17(11-12):519-26.
  3. Kim JB, Yu JH, Ko E, Lee KW, Song AK, Park SY, Shin I, Han W, Noh DY. The alkaloid Berberine inhibits the growth of Anoikis-resistant MCF-7 and MDA-MB-231 breast cancer cell lines by inducing cell cycle arrest. Phytomedicine. 2009 Oct 1.
  4. Li GH, Wang DL, Hu YD, Pu P, Li DZ, Wang WD, Zhu B, Hao P, Wang J, Xu XQ, Wan JQ, Zhou YB, Chen ZT. Berberine inhibits acute radiation intestinal syndrome in human with abdomen radiotherapy. Med Oncol. 2009 Sep 16.
  5. Lin JP, Yang JS, Chang NW, Chiu TH, Su CC, Lu KW, Ho YT, Yeh CC, Mei-Dueyang, Lin HJ, Chung JG. GADD153 mediates berberine-induced apoptosis in human cervical cancer Ca ski cells. Anticancer Res. 2007 Sep-Oct;27(5A):3379-86.
  6. Mendoza J, Zamora R, Gallardo JC, Ceballos G, Aldana A, Espinosa M, Maldonado V, Melendez-Zajgla J. NF-kappaB does not influence the induction of apoptosis by Ukrain. Cancer Biol Ther. 2006 Jul;5(7):788-93. Epub 2006 Jul 26.
  7. Kroiss T, Melnyk A, Korsh OB.Ukrain treatment in carcinoma of the cervix (case report). Drugs Exp Clin Res. 1996;22(3-5):255-7.
  8. Pengsaa P, Wongpratoom W, Vatanasapt V, Udomthavornsuk B, Mairieng E, Tangvorapongchai V, Pesi M, Krusan S, Boonvisoot V, Nowicky JW. The effects of thiophosphoric acid (Ukrain) on cervical cancer, stage IB bulky. Drugs Exp Clin Res. 1992;18 Suppl:69-72.
  9. Shan XL, Zhou XY, Yang J, Wang YL, Deng YH, Zhang MX. Inhibitory effect of cucurbitacin E on the proliferation of ovarian cancer cells and its mechanism. Ai Zheng. 2010 Jan;29(1):20-3.
  10. Kongtun S, Jiratchariyakul W, Kummalue T, Tan-ariya P, Kunnachak S, Frahm AW. Cytotoxic properties of root extract and fruit juice of Trichosanthes cucumerina. Planta Med. 2009 Jun;75(8):839-42.
  11. Takahashi N, Yoshida Y, Sugiura T, Matsuno K, Fujino A, Yamashita U.Cucurbitacin D isolated from Trichosanthes kirilowii induces apoptosis in human hepatocellular carcinoma cells in vitro. Int Immunopharmacol. 2009 Apr;9(4):508-13
  12. Tannin-Spitz T, Grossman S, Dovrat S, Gottlieb HE, Bergman M. Growth inhibitory activity of cucurbitacin glucosides isolated from Citrullus colocynthis on human breast cancer cells. Biochem Pharmacol. 2007 Jan 1;73(1):56-67.
  13. Attard E, Brincat MP, Cuschieri A. Immunomodulatory activity of cucurbitacin E isolated from Ecballium elaterium. Fitoterapia. 2005 Jul;76(5):439-41.

© Алефиров А.Н., 2010