aconit2000@mail.ru

Пароль

Дневник экспедиции на Горный Алтай, 2010 г. Продолжение

<<<назад, к 8 дню ********* читать далее>>>

День 9 (21.08.2010).
Река Алла-Аскыр – река Кыргыз – река Громатуха – Урочище Золотой Ключ.

Карта листы m45-077-1 и m45-065-3.

Несмотря на ночные грибы, утром проснулись все. Высовывались из палаток, зевали, терли заспанные глаза и расползались по своим утрешним делам. День обещал быть погожим, солнечным, теплым, по-походному не особо интересным, но зато очень длинным. Сегодня нам нужно было пройти что-нибудь километров двадцать и максимально приблизиться к Катуни, с тем, чтобы завтра выйти к реке не позднее 2-3 часов пополудни. Поэтому Саня всех поторапливал, не давая на раскачку слишком много времени. Мы позавтракали, уложились и тронулись в путь, а наши соседи по стоянке так и не показались из палатки.
С нашего полуостровка мы перебрались на левый берег по бревну. Далее шла конная тропа весь это день. Был не слишком сложный брод через реку Кыргыз. А в остальном все происходило, как у настоящих десантников: пару минут побыли орлами, а потом три часа – лошадьми. Группа шла ходко, быстро: вработались, что называется. Да и рюкзаки похудели ощутимо. Так как я со своими больными ногами шел не так быстро, то приходя к месту отдыха позже остальных, отдыхал совсем немного. Подобный ритм движения к концу дня меня изрядно вымотал.
Ближе к вечеру мы вышли к реке Громатухе. Речка отнюдь не оправдывала своего звучного имени, напоминая скорее ручей, который можно было легко перейти не глубже щиколоток. Речка имела песчаные берега. При этом наш, верхний по течению Курагана, берег был пологим. Зато противоположный круто взлетал на несколько метров вверх. Когда я подошел к реке (ребята ее прошли пятью минутами ранее), на высоком берегу стояли два здоровенных быка характерной алтайской бело-коричневой масти. При этом они как-то уж больно пристально смотрели на меня. Создавалось навязчивое ощущение, что кто-то из наших, проходя последним, пнул одного из них тяжелым туристическим ботинком, и быстренько слинял, великодушно предоставив мне возможность ответить за последствия. Однако самое неприятное было не это. Тропа, доселе шедшая вполне очевидно, на другом берегу терялась полностью. Если правильнее сказать, вместо одной четкой тропы, весь травянистый высотный лужок противоположного берега был исчерчен невнятными кривыми дорожками, протоптанными коровами, чьи хвостатые зады или жующие морды торчали из кустов то тут, то там. Так как в пределах визуального контакта не было ни одной туристической спины, пришлось выбрать из всех троп самую набитую и идти по ней. И, несмотря на то, что эта тропка периодически радовала меня одним-двумя следами вибрамов на свободных от травы участках, она (тропа то бишь) все равно, в конце концов, завела меня в какие-то кушири. Когда они стали совсем уж непролазными, я понял, что пора бы остановиться и подумать, как выйти к людям. По направлению я шел верно, по правую руку где-то в трехстах метрах шумел Кураган, слева шел горный кряж. С учетом того, что я шел медленнее, то ребята должны быть где-то впереди. Нужно лишь найти тропу и идти по ней вперед, пока не упрусь в группу. Я достал свой верный навигатор, в котором были забиты карты маршрута в очень крупном масштаба. Определил свое положение и увидел, что тропа идет левее меня метрах в пятидесяти-ста. Держа девайс в руках и корректируя свое направление, я довольно быстро вышел на тропу и уже было повернул на ней направо, чтобы двигаться дальше, как услышал за спиной свои позывные. Поворачиваюсь и вижу группу позади себя, почти в полном составе сидящую на мешках и размахивающую руками. Ну и ну! Просто бермудский треугольник какой-то! Как я мог оказаться впереди них? Ничего не оставалось, как идти назад. Оказалось, что как только группа вылезла на высокий берег Громатухи и прошла мимо быков, Саня обратил внимание на смазанный характер тропы, и, не увидев меня позади группы спустя непродолжительное время, посадил всех отдыхать, а сам вернулся за мной. Он никак не ожидал от меня такой прыти и был несказанно удивлен, увидав меня вместе со всеми, когда пришел минут через десять.
В этом недоразумительном моменте были свои положительные стороны. Во-первых, я на реальном примере подкрепил свой навык движение по азимуту с использованием навигатора. А во-вторых, я наконец-то нормально отдохнул за весь день. Солнце к тому моменту уже село, и, хотя и было светло, но стало быстро холодать. Потные спины, лишенные рюкзаков, стремительно остывали. Поэтому пересиживать лишнее никому не хотелось. Дальше мы шли, уже не останавливаясь. Долго ли, коротко, а скоро тропа не только перестала теряться, а вообще превратилась в две автомобильные колеи, заросшие травой. Стали попадаться какие-то шалаши, появились изгороди из палок. А вскоре мы вышли на широкий луг, заполненный коровами, лошадьми и овцами. В дальнем углу луга виднелись какие-то деревянные постройки. Это было урочище Золотой Ключ. Оно протянулось по ходу нашего движения метров на восемьсот. Дойдя до середины, я заметил на выходе из урочища чью-то фигуру, уже не слишком явственно различимую в подступающих сумерках. Подошел поближе, оказалось – Леха. Батю ждет.
Дальше оставалось пройти совсем немного. Группа встала на ночевку на невысоком, но обрывистом берегу Курагана. Слева от палаток шла вполне полноценная лесная дорога, упиравшаяся в перегородку из жердей. Ужинали уже в темноте. После ужина, несмотря на то, что это была крайняя походная ночевка, все разошлись по палаткам. У костра остались только мы с Лехой и Паша с Леной. Мы долго пили чай с шоколадом и пели акапельно песни, задавая себе ритм хлопками ладоней. Над нами взошла огромная лунища и освещала все вокруг, как дежурный фонарь.

Ходовое время – 8 часов. Расстояние – 23 км.

День 10 (22.08.2010).
Ходовое время – 3 часа. Расстояние – 7,5 км. Через Катунь переправились на рафте Ленальптурса (вызвал гид по телефону за час до нашего подхода к Катуни). 12 км до Тюнгура по дороге доехали на грузовом УАЗе.