aconit2000@mail.ru

812 764-53-52 - запись на прием
812 373-52-75
812 572-79-77
921 795-02-95 - справки

 

Логин

Пароль

 

 

Не йодом единым!

Растения, не содержащие йод, в лечении заболеваний щитовидной железы. Регуляторы гормональной функции.

Алефиров А.Н.

ключевые слова: щитовидная железа, щитовидка, лечение, симптомы, эндокринология, травы, растения, народная медицина

 


Книги

Царь-зелье Аконит
© Алефиров, Санкт-Петербург,

©ИД "Весь", Санкт-Петербург, 2001

Полная энциклопедия гомеопатии
© Алефиров, Санкт-Петербург,
©ИД "Весь", Санкт-Петербург, 2001

Мастопатия. Лечение травами
© Алефиров, Санкт-Петербург,
©ИД "Весь", Санкт-Петербург, 2002

Рак. Я объявляю тебе войну!
© Алефиров, Санкт-Петербург,
©"Невский проспект", 2003

Фитотерапия заболеваний щитовидной железы,
© Алефиров, Санкт-Петербург, 2008,
(new!)

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

 

ЦАРЬ-ЗЕЛЬЕ АКОНИТ

Всем известно, что официальная эндокринология, мягко говоря, не очень доверяет использованию лекарственных растений в своей сфере. Поэтому особо интересно выглядит следующая ситуация. Обсуждая возможные темы для научной работы в области применения трав для лечения щитовидной железы, одним из наших петербургских профессоров-эндокринологов была озвучена мысль, что, мол, было бы хорошо, если бы я нашел способ траволечения диффузного зоба с тем условием, что травы, входящие в состав схемы не будут содержать йод.
Воодушевленный таким напутствием, я стал значительно внимательнее относиться к растениям, не содержащим йод, хотя с самого начала понимал, что одними йодсодержащими травами не обойдешься.
Итак, благословясь, приступаю к обсуждению подраздела о подборе трав, не содержащих йод.
Вернемся назад по ходу повествования и вспомним, как я анализировал многочисленные прописи (сборы) для лечения щитовидной железы.


электронная библиотека на ТРАВОЛЕКАРЕ

 

Оглавление

 

Несмотря на то, что я был увлечен исследованием трав с йодом в составе, я не мог не обратить внимание на то, что в сборах из 7-10 растений йодсодержащими являются от силы 2-3. В чем, спрашивается, дело?
Представьте себе, как я опять обкладываюсь умными книжками, статьями и прочими источниками информации.
Анализ рецептуры очень быстро показал, что не содержащие йода растения, применяющиеся для лечения болезней щитовидной железы, можно разделить на три группы:
1. Травы, влияющие непосредственно на гормональную регуляцию (гормонорегуляторные).
2. Травы, устраняющие те или иные симптомы болезни (симптоматические).
3. Травы, влияющие на причину и механизм развития болезни (этиологические и патогенетические).

Наиболее интересна первая группа, группа гормонорегуляторных растений. На ней мы и остановимся.
Раз у нас есть какая-то функция, значит, ее можно изменить двояко – подавить или усилить. Соответственно, травы по влиянию на щитовидную железу могут быть разделены на стимулирующие и угнетающие.

Стимуляторы.

Что касается стимуляторов, а нужны они, естественно, при гипотиреозе, то они, как правило, неспецифичны. Одновременно они стимулируют многие эндокринные железы – щитовидную, половые железы, надпочечники, - и не только их. Таковы, например, растительные адаптогены. Пересказывать легенды о женьшене не буду, вы и сами прекрасно их знаете. В группе адаптогенов обязательно нужно вспомнить элеутерококк колючий (за изучение которого низкий поклон Израилю Ицковичу Брехману), заманиху, лимонник китайский, аралию манчжурскую, левзею сафроловидную.
И, конечно же, семейство Толстянковых (Очитковых) – очитки розовый и едкий, разные ботанические виды родиолы. Кроме всем известной родиолы розовой (золотой корень), которая активно выращивается сейчас и вне зоны привычного произрастания, нужно упомянуть еще два вида – родиолу четырехразделенную и родиолу холодную (морозную). Два этих представителя семейства очитковых растут на весьма ограниченном ареале и очень привередливы к климатическим условиям, не терпят перемещений. Место их предпочтения – Сибирь, Горный Алтай. Свойства этих растений во многом дублируют золотой корень, но есть и отличия. В частности, считается, что эти растения особенно хороши при гипотиреозе, менструальных дисфункциях, обладают противоопухолевым действием.
Почему я упоминаю эти растения рядом? Дело в том, что местные травники, собирая их, не всегда видят минимальные различия в надземной части. А корни у них очень похожи, и напоминают метлу дворника багрово-красного цвета. За цвет и форму корня растения часто называют красной щеткой. Врачи - фитотерапевты часто в спорах ломают копья (мне доводилось быть свидетелем тому) о красной щетке. Один говорит, мол, красная щетка – это родиола четырехраздельная, другой – нет, это родиола морозная (холодная). Лично я считаю, что правы оба, потому что «красная щетка» - название народное, без всяких таксономических заумностей и объединяет оба вида родиолы, как, например, в «Чжуд-ши» «борец синий» объединяет все синецветковые виды аконита.
Ну, мы немножко отвлеклись.
Так вот, красная щетка очень часто рекомендуется народными травниками для лечения гипотиреоза. В связи с тем, что наличие в ней веществ, подобных тироксину, не доказано, будем считать ее стимулятором функции щитовидной железы.
Говоря о стимуляторах, нужно вспомнить о растениях, содержащих горечи. И если, раз уж мы договорились не касаться йода, и опустить упоминание о великолепнейших общих тониках вахте и исландском мхе, то такую «классику», как горечавка, обойти вниманием нельзя.
Существуют многочисленные ботанические виды горечавки (синецветковая, трехцветковая, желтая, ластовневая, семираздельная, холодная). Практически все они могут использоваться для неспецифической стимуляции организма в целом и щитовидной железы в частности.
Горечи содержатся и в привычных для нас аире болотном, тысячелистнике обыкновенном, полыни горькой, золототысячнике кентаврском и в других растениях.
С целью неспецифической стимуляции хорошо использовать салеп ятрышников. Особенно хорош этот рецепт для мужчин, так как средство способно усиливать функцию яичек.
Усиление функции щитовидной железы может происходить под действием двух таких непохожих растений, как омела и арника горная. О природе их действия на железу можно только догадываться. Возможно, арника и омела устраняют аутоиммунный конфликт в щитовидной железе, приводя к восстановлению ее функции естественным путем. То есть о прямой стимуляции в данном случае говорить не приходится.
На этом со стимуляторами покончим и перейдем к средствам, подавляющим функцию щитовидной железы, что используется при тиреотоксикозе. Назовем их супрессоры.

Супрессоры (антигормональные средства).

Эта тема исключительно интересна, потому что в отличие от стимуляторов, травы, подавляющие функцию, более специфичны, и действуют узко на тироидную ось. Кроме того, травы эти не так широко известны.
Их состав своеобразен, и фармакологи во всем мире его внимательно изучают.
Для того чтобы данная тема излагалась систематично и легко запоминалась, я решил сначала определить две интересующих нас группы растений. Первая группа включает в себя капустные (они же крестоцветные по-старому). Вторая группа - семейство бурачниковых и некоторые представители яснотковых.
К семейству капустных принадлежит капуста брюссельская, белокочанная, краснокочанная, кольраби, брокколи, а также жеруха, сурепица, ярутка полевая, пастушья сумка, клоповник, редька, редис, горчица.
Растения семейства крестоцветных содержат специфические соединения серы, которые называются изотиоцианаты. Именно они и оказывают угнетающее действие на тироциты. При этом блокируется захват йода тироцитами, транспорт его внутрь клетки и органификация.
Того же корня эффект у арахиса.
Надобно сказать, что содержание изотиоцианатов в крестоцветных не очень высокое. Поэтому не нужно бояться употреблять в пищу капусту.
Тем не менее, калия изотиоцианат наряду с тионамидами (мерказолил, пропицил и калия перхлорат) относится к антитиреоидным средствам. Мы не можем и не будем игнорировать данный факт и в сборы против тиреотоксикоза будем добавлять, скажем, пастушью сумку или сурепку.
Супрессорные свойства второй группы растений, включающей семейство бурачниковых и отдельных представителей других семейств, еще интереснее.
К семейству бурачниковых принадлежат небезызвестные, да что там небезызвестные, знаменитые растения – окопник лекарственный, чернокорень обыкновенный, незабудка и медуница. Менее знаменитые, но не менее замечательны другие представители семейства – воробейники (краснокорневой, лекарственный, рудеральный, Черняева), воловик (анхуза) и синяк обыкновенный
Чем же так знамениты эти травы?
Практически в каждой книге о растениях, в каждом справочнике фитотерапевта вы найдете рецепты против тиреотоксикоза, включающие чернокорень или окопник. Несколько реже встречается воробейник, хотя именно ему семейство обязано открытием химического вещества, ставшего таксономическим признаком всего семейства. Речь идет о литоспермовой кислоте. Название свое вещество получило от имени воробейника, на латыни Lithospermum.
Литоспермовая кислота, изначально обнаруженная в воробейнике, в последствии была найдена во всех бурачниковых, а также в зюзнике.
Это интересное вещество является производным кофейной кислоты и относится к классу полифенолов.
Литоспермовая кислота (и другие полифенолы) обладают способностью связываться с тиреотропным гормоном гипофиза, делая его неактивным, что в свою очередь приводит к снижению функции щитовидной железы.
Я неоднократно наблюдал этот эффект у своих больных, принимавших воробейник и зюзник, когда делал им анализы крови на гормоны в процессе лечения.
С точки зрения лечения диффузного токсического зоба для нас более интересен факт, что полифенолы точно также связываются с тироидстимулирующими антителами. Тем самым прерывается порочный круг патогенеза ДТЗ.
Кроме того, известно, что полифенольные кислоты и их соли блокируют фермент дейодиназу, которая в печени и почках переводит тироксин в трийодтиронин. Это еще один механизм прерывания тиреотоксикоза.
Еще одно интересное наблюдение из практики. Несколько лет назад, узнав о свойствах воробейника, я впервые попробовал лечить этой травой больную диффузным токсическим зобом с тиреотоксикозом. Воробейник был назначен в чистом виде (не в сборе) в отваре. Больная пропила средство в течение 2 месяцев без видимого эффекта. Когда я ей сделал контрольные анализы крови на Т3 и Т4, они оказались неизменно высокими. Я, конечно, расстроился, но не стал отчаиваться и не отверг растение окончательно. На следующие два месяца я сделал сбор, в котором половину составлял воробейник, а другую половину – еще четыре растения. И лечение пошло! Уровни Т3 и Т4 стали снижаться. Это снижение в среднем составляло 30-35% от исходных показателей каждые 2 месяца. Коллеги говорят: «Это медленно!». Да, если сравнивать с мерказолилом, кторый через 10 дней снижает повышенные в 3 раза гормоны до нормы, это медленно. Но в этом-то и радость. Организм, работающий на износ, но уже несколько привыкший к тиретоксикозу, враз лишается львинной доли гормонов. Естественно ожидать развития противоположного состояния – гипотиреоза, что нередко и происходит. Эндокринолог вынужден добавлять к лечению тироксин.
На травах же, с их плавным снижением уровня гормонов, адаптация организма к нормализующимся уровням гормонов происходит мягко и плавно, без рывков. А сроки лечения при этом не меняются: что мерказолил в поддерживающей дозе нужно пить 1,5-2 года, что травы.
Вернемся к воробейни
ку. Один оказался в поле не воин. А вот с другими травами – заработал! Как же я был удивлен и обрадован, когда обнаружил в научной литературе объяснение этому факту, нащупанному мной в практике эмпирически. Изучая действие литоспермовой кислоты, ученые (Wagner H., 1970) обнаружили, что в неизменном виде она работает слабо. А вот если окислить ее специальным ферментом, содержащимся зюзнике (!), литоспермовая кислота приобретает высокие лечебные свойства.
Теперь, зная особенности литоспермовой кислоты, а также тот факт, что она содержится во всех представителях семейства бурачниковых, я могу создать рецепт для лечения тиреотоксикоза с любым из этих растений, добавив к ним зюзник.
Есть еще одно важное лечебное свойство, связанное со способностью растений подавлять активность тиреотропного гормона.
В эндокринологии есть понятие «супрессивная терапия». Это такое лечение, которое заключается в назначении высоких доз тироксина (около 200 мкг/сут) с целью подавить выработку ТТГ по механизму отрицательной обратной связи.
Какова цель супрессивной терапии?
Она используется для лечения узловых заболеваний щитовидной железы, в том числе и при раке после проведенного хирургического лечения.
Смысл это мероприятия в том, что, как считают ученые, высокие уровни ТТГ могут стимулирующим образом влиять на возникновение и рост узлов.
Все это нам понятно. А теперь представьте ситуацию, когда щитовидная железа пациента хоть и имеет узлы, но работает нормально. Что, кстати, чаще всего и бывает. Таким образом, назначая супрессивную терапию в классическом виде, мы, что называется, к «своим» 100-150 мкг тироксина даем еще плюс 200 мкг в виде таблеток. Вот и получается, что у больного возникают приступы сердцебиений, одышка, учащенный стул, то есть все «прелести» гипертиреоза.
С другой стороны - а что делать? Лечить-то ведь надо! Вот тут как нельзя кстати наши зюзники, воробейники, окопники да чернокорни. А если вспомнить, что многие из этих растений содержат такие противоопухолевые вещества, как аллантоин, шиконин, бетулиновая кислота, да и литоспермовая кислота тоже обладает таким свойством, то становится понятным, что без наших растений при лечении опухолей щитовидной железы не обойтись.
Для реализации супрессивной терапии отлично подходят также и растения, в которых много дийодтирозина. Не обладая самостоятельной гормональной активностью дийодтирозин тем не менее по механизму отрицательной обратной связи тормозит выработку ТТГ в гипофизе. Этот факт известен давно, что позволяло применять «чистые» препараты дийодтирозина для предотвращения зобогенного эффекта при применении мерказолила по поводу ДТЗ.
Впрочем, дийодтирозин содержит йод, а мы договаривались говорить о травах без йода.

читать главу дальше>>>

к оглавлению

 

© Алефиров А.Н., 2008