Принципы использования ядовитых растений

 

Принцип достаточной дозы гласит, что только тогда можно рассчитывать на выраженный противоопухолевый эффект, когда создана достаточно высокая концентрация действующих веществ растения в крови.

Данное утверждение хотелось бы прокомментировать.

Являясь бесспорным в отношении традиционных средств химиотерапии, данный тезис оспаривается применительно к травам. Нередко мне приходилось и приходится встречать так называемое иммунологическое обоснование действия растительных ядов.

Суть сводится к тому, что очень маленькие концентрации активных веществ растения, поступая в организм человека и не оказывая при этом непосредственного повреждающего действия  на ткани, вызывают определенные изменения в иммунной системе (а именно, образование антител), которые в последствии и уничтожают опухолевые клетки.

Как мы видим, в данном случае нам предлагаю две принципиально важные вещи.

Первое. Минимальная концентрация дает максимальный эффект.

Второе. Предлагается иммунный механизм всего этого действа.

Мне невероятно повезло в жизни очень близко (насколько это возможно) познакомиться не только с фитотерапией, но с гомеопатией. Ежедневно я практикую и тот, другой метод. И чем дальше, тем меньше вижу между ними разницы. Однако теория действия гомеопатических доз совершенно отличается от фармакокинетики и фармакодинамики биологически активных веществ растений. При условии, конечно, что речь идет именно о гомеопатических дозах, когда в препарате перестает определяться исходное химическое вещество.

Практика со всей очевидностью и упрямством реального факта показывает, что микродозы действуют только тогда, когда соблюдаются гомеопатические принципы работы с ними. А именно: 1) подбор лекарства по принципу подобия; 2) приготовление лекарства путем длительного растирания или встряхивания; 3) исходное вещество в минимальных материальных дозах должно быть достаточно токсичным, чтобы вызывать клиническую картину заболевания у здорового человека.

Я ни разу не видел, чтобы хоть один травник назначил больному растение, пусть даже ядовитое, по принципу подобия. Даешь всем и каждому болиголов! На этом гомеопатия с микродозами заканчивается.

Я ни разу не видел, чтобы какой-нибудь травник готовил не просто спиртовую настойку растения, а еще и ее последовательные разведения со встряхиванием.

И, наконец, если дать здоровому человеку небольшие субтоксические дозы борца, или болиголова, или мухомора, то симптомы отравления будут напоминать что угодно, но только не картину опухолевой болезни.

Что же касается иммунологии, то эта область настолько еще мало изучена, что дает простор для спекуляций не только среди людей несведущих, но и даже среди профессионалов.

Да, действительно, компоненты растений могут вызывать бурный ответ иммунной системы. Для этого эти компоненты растений должны представлять собой довольно крупную белковую молекулу. Это, как правило, пыльца, в то время как алкалоиды (в случае с болиголовом кониин, или аконитин у борца) таковыми не являются и, соответственно, не в состоянии запускать реакцию образования антител.

Далее. В ответ на поступление в организм высокомолекулярных растительных белков вырабатывается определенный класс иммуноглобулинов, а именно иммуноглобулин Е, который вызывает характерное поражение сосудов, слизистых оболочек и кожи. Все эти реакции укладываются в симптомы аллергии. Однако они не имеют никакого отношения к так называемой цитотоксичности – процесса, в результате которого вследствие активации очень сложных каскадов биологически активных веществ организм в состоянии убить опухолевую клетку.

Процесс цитотоксичности бывает опосредован иммуноглобулинами классов G и M. Эти антитела могут быть выработаны иммунной системой в ответ на антигенные белки, входящие в состав клеток опухоли. Но для этого нужно эти клетки разрушить.

Зачем я все это так долго и нудно рассказываю? С одной лишь только целью, чтобы стало понятно. Растения - цитостатики только

тогда будут эффективно поражать опухоль, когда их доза будет достаточно высокой.

Совсем другое дело, когда в ход идут так называемые иммуномодуляторы. Но об этом чуть позднее.

Принцип регулярности приема. Думаю, особого пояснения здесь не требуется. Однако чуть ниже мы коснемся этого вопроса, когда будем разбирать кратность приема растительных прпаратов.

Принцип специфичности гласит, что каждое конкретное ядовитое растение действует только на опухоли определенной локализации или клеточного строения. Средств универсального толка среди ядов крайне мало. Даже мой излюбленный борец на что-то действует лучше, на что-то хуже. То же самое касается и «легендарного» болиголова. Нельзя это растение назначать всем подряд, что мне, к сожалению, приходится наблюдать сплошь и рядом.

Достаточно сложно на современном этапе точно сказать, почему так происходит. Вероятно, активные вещества разных растений по своему химическому строению больше подходят для тех или иных тканевых структур.

На мой взгляд, есть еще один аспект, который влияет на избирательность действия растений. Этот аспект позволяет сформулировать следующий принцип лечения ядами.

Это Принцип доставки. Каждое растение, помимо основного химического вещества, с действием которого нередко ассоциируют действие растения в целом, нередко содержит и другие вещества и микроэлементы. Раньше научная фитофармакология не вполне заслуженно называла эти вещества балластными. Теперь же роль таких веществ становится все более понятной, и уважение к ним возвращается.

Я не зря говорю «возвращается», так как очень давно в индийской и тибетской медицине умели ценить и использовать все многообразие состава растения.

Какое отношение это имеет к теме разговора и принципу доставки? Оказывается, что орган, жизнедеятельность которого во многом связана с тем или иным веществом и микроэлементом, будет накапливать его в любых условиях, будь он болен или здоров. Очень наглядно это видно в отношении щитовидной железы, которая со страшной силой тащит внутрь себя львиную долю поступающего в организм йода.

Легкие очень любят кремний. Кости – кальций и фосфор. И так далее.

Понятно, что если к йоду каким-либо образом прицепить яд, то он прямиком попадет в щитовидную железу и сделает там то, чего мы от него ждем. Я думаю, что именно с этим связано специфическое действие дурнишника на опухоли щитовидной железы, а спорыша и хвоща – на легкие.

Идея же принципа доставки заключается в том, что для лучшего проникновения в конкретный орган нужно к ядовитому растения дать любое другое, даже и неядовитое, но чтобы оно содержало те вещества и микроэлементы, которые любит орган.

Так, чтобы улучшить доставку борца к легким, нужно дать его с хвощем или медуницей. А чтобы подвести болиголов к костям (чего он сам не делает), неплохо было бы его комбинировать с одуванчиком или с окопником. И так далее.

Кстати сказать, принцип доставки используется и в классической онкологии. С этой целью на фоне проведения химиотерапии больному вводят препараты ДНК. В качестве примера можно привести схему, в которой сочетаются, скажем, доксарубицин и деринат. Предполагается, что любая активно растущая опухоль будет жадно захватывать строительный материал для своих хромосом. В данном случае деринат. А вместе с ним и доксарубицин, который, как на саночках, въедет внутрь раковой клетки.

Сочетанное применение препаратов ДНК и химиотерапии пока не имеет однозначной оценки практиков. Одни хвалят, у других же есть сомнения.

Что же касается принципа доставки в исполнении растений, то здесь места для сомнений у людей знающих не остается. Много веков назад этот принцип был постулирован в тибетском трактате «Чжуд-ши». Мало того, в трактате точно указаны растения, которые являются проводником в том или ином случае.

Еще того больше, в «Чжуд-ши» указаны универсальные проводники, применяемые при холодной патологии, к которой и относится рак. Вот эти герои: княжик, рододендрон, облепиха и минеральное средство «укрощенный шпат».

А проводники в составе: шлемник, соссюрея костус, шалфей и горечавка крупнолистная – вообще составляют основу всех составов из трав.

Принцип смягчения острых углов. Каждое ядовитое растение имеет присущий ему спектр побочных реакций. Обычно они связаны с избирательным поражением того или иного органа. Например, борец реповидный выбирает для токсических реакций сердце, мухомор – печень.

Принцип смягчения острых углов призывает нас к одновременному (с ядами) назначению трав, защищающих страдающие органы. Так, совместно с борцом неплохо назначать боярышник и мяту, а с мухомором – бессмертник и календулу.

Есть небольшой комментарий. Сочетанное назначение яда и прикрывающего растения отнюдь не означает их одновременное применение. Их прием лучше разделять неким промежутком времени, скажем, одним часом. Это связано с тем, что таннины и галловая кислота, содержащиеся во многих растениях, могут нейтрализовать яды, если их смешать друг с другом.