aconit2000@mail.ru

812 572-79-77 - запись на прием
921 795-02-95 - справки

главная
статьи
онкология
справочник растений
заказ трав
контакт
гомеопатия
форум
тех.поддержка

Правила составления травяного сбора.

 

Наиболее часто возникающий сугубо практический вопрос: как составить травяной сбор?

Казалось бы, чего же проще: взял приглянувшиеся растения, смешал их между собой, вот тебе и сбор. Однако несмотря на видимую внешнюю простоту, составление сбора издревле считается сложнейшим искусством, доступным только тем, кто не только отлично знает свойства трав, но и понимает суть болезненного состояния, может увидеть непередаваемую индивидуальную совокупность патогенетических механизмов.

Правильно подобранный сбор, как великолепное платье, сшитое кутюрье по индивидуальному заказу: важно не только верно подобрать материал и украшения, но так же учесть особенности фигуры человека, цвет глаз и волос клиента. Важно знать, куда человек собирается в этом платье идти.

Переходя от аллегории непосредственно к теме разговора, сформулируем основные вопросы, возникающие по поводу составления сбора.

1.      Какие выбрать травы

2.      Сколько трав необходимо взять для составления сбора.

3.      В каких пропорциях смешивать растительное сырье.

4.      Какие части растений лучше всего использовать.

5.      Какая лекарственная форма является оптимальной в каждом конкретном случае.

Теперь приступим к последовательному рассмотрению каждого из перечисленных вопросов.

Итак, какие выбрать травы. По сути дела, этот вопрос является ключевым во всей фитотерапии и, по большому счету, содержит в себе принципы подбора растений.

 Под принципом подбора в данном контексте я позволю себе подразумевать выбор растения с целью лечения в соответствии с преобладающей идеей возникновения и развития болезни.

Хочу заметить, что внешняя несовместимость таких идей (как, например, материалистической и метафизической) является всего лишь иллюзией, произведенной на свет человеческим разумом, склонным к крайностям, и соответственно, имеющей мало общего с действительностью. На мой взгляд, слепая привязанность врача исключительно только к одной доктрине резко ограничивает потенциал его лечебных действий. В связи с этим я взял на себя смелость объединить несколько принципов, существующих в самодостаточном виде в той или иной этнической традиции, преподнося их как составные части единой многофакторной системы подбора лекарственных растений.

Итак, первый принцип подбора растений, преобладающий как в древней, так и в современной западной (европейской) фитотерапии – это подбор в состав сбора таких трав, которые восстанавливают одну или сразу несколько нарушенных в ходе болезни функций организма, устраняют повреждающее действие причинного фактора болезни, либо ликвидируют те или иные болезненные симптомы в результате биохимического действия активных субстанций растения на поврежденные ткани организма. Под активными субстанциями в данном случае понимаются алкалоиды, гликозиды, горечи, фитостерины и многие другие биологически активные химические вещества, входящие в состав растения.

Такой принцип можно условно назвать патогенетическим.

На примере мастопатии мы видим, что любая болезнь при ближайшем рассмотрении представляет собой сложный динамический процесс, имеющий многочисленные механизмы возникновения, развития и протекания. Становится понятным, что к стойкому эффекту приведут лишь только те лечебные мероприятия, которые охватят максимальное возможное число патогенетических механизмов.

Таким образом, сбор для лечения мастопатии, составленный по патогенетическому принципу подбора растений, должен включать в себя растения, нормализующие эндокринные взаимоотношения, обладающие противоопухолевой активностью, стабилизирующие работу щитовидной железы, устраняющие дисфункцию печени и так далее по каждому из терапевтических направлений, оговоренных в начале главы.

Кто хотя бы один раз заглядывал в справочник лекарственных растений, знает, что одно и то же растение, как правило, обладает несколькими лекарственными действиями. Поэтому растения, подбираемые в состав сбора, должны не только отвечать своему прямому предназначению (например, устранение дисгормоноза), но и перекрывать другие терапевтические направления, усиливая тем самым действие своих «соседей». Такое действие называется синергичным, а сочетание однонаправленных трав синергизмом. Это второй основной принцип составления лечебных сборов.

Необходимо заметь, что информация о свойствах растений, на которой мы основываем свой выбор в отношении травы, включая ее в состав сбора, может носить как сугубо научный, фармакологический или фармакогностический характер, так и эмпирический. Иными словами, далеко не все, что знает о травах народ, нашло свое научное подтверждение и обоснование.

Помимо подбора трав по патогенетическому и синергическому принципам многие европейские школы рекомендуют добавлять в сбор так называемые травы – корригенты (corrigens) и  конституенты (constituens). Первые  из них – корригенты - призваны усиливать действие основного компонента и одновременно улучшать вкус лекарства. Вторые – конституенты – даются в сбор из соображений создания привлекательного внешнего вида. При этом они также должны обладать лекарственным действием, синергичным основному компоненту. В качестве корригентов обычно используют растения, содержащие приятно пахнущие эфирные масла – мяту, анис, фенхель, мелиссу и другие. Конституенты – это обычно яркие красивые цветки лекарственных растений: бессмертник, мальва, календула, бузина, василек и так далее.

Если опустить соображения синергичности, о которых мы уже говорили, то роль применения корригентов и конституентов может оказаться более значительной, чем это кажется на первый взгляд.

Безусловно, внешний вид и запах (нередко, очень приятный и ни с чем не сравнимый) лекарственных трав, составляющих сбор, имеют свое терапевтическое значение. Достаточно вспомнить о разработках в области ароматерапии и цветотерапии.

Однако вкус отвара, получаемого из сбора трав, должен быть не только неизменным, принадлежащим растениям основного ряда. Мало того, он должен быть характерным. Это одно из основных положений восточной фитотерапии.

В этом заключается третий основной принцип. Считается, что сам по себе вкус, будь то лекарства или пищи, неважно, обладает глубоким динамическим действием на органы и системы. В такой ситуации вкус, придаваемый сбору корригентом, может обладать антагонистическим характером по отношению к основным компонентам, в результате чего лечебное действие состава будет сведено к минимуму.

Приведу простой пример. Многие знают, что корень солодки является одним из основных средств против аллергических дерматитов. Действительно, целебная сила растения очень велика. Данный факт часто приводит к неоправданному назначению солодки всем подряд. Однако, если нашим пациентом, страдающим дерматозом, является робкий, полный, пастозный, бледный, зябкий и вечно потеющий золотушный ребенок, то лакричный корень (солодка), данный в сбор даже в качестве корригента для улучшения вкуса, может привести к выраженному обострению процесса.

Противоречие? Ничего подобного! Банальное незнание конституциональных особенностей пациента. Внешний вид, описанный мной выше, свидетельствует о том, что ребенок принадлежит к так называемому конституциональному типу «слизи», столь часто встречающемуся среди современных детей, перекормленных рафинированными углеводами (конфеты, сахар, макароны, сдоба и так далее). Сладкий вкус, присущий лакричному корню, по восточным воззрениям также относится к типу «слизи». В результате простого арифметического сложения «слизь» конституциональная плюс «слизь» лекарства дает переизбыток слизи в организме и вызывает обострение болезней слизи, одной из которых является аллергический дерматит.

Разумеется, восточные мудрецы вкладывали в понятие динамического действия вкуса, как и в понятие конституционального типа, весьма абстрактные, но, тем не менее, зримо, ощутимо реализуемые в действительности события и явления.

Совокупность внешних данных, предрасположенности  к заболеваниям, характерных свойств обмена веществ, иммунологического реагирования, эндокринной регуляции в организме ребенка в нашем примере вполне укладывается в рамки привычного для современного западного врача понятия лимфатико-диспластического диатеза.

Мало того, в данном случае не идет речь о каких-то энергоинформационных влияниях, как, например, в гомеопатии. Вкусовые свойства лекарственных растений сообщаются им химически определимыми веществами, что дает основания предполагать, что травы того или иного вкуса вызывают в организме сложный комплекс прогнозируемых реакций.

 В качестве примера можно привести секретостимулирующее действие на желудочно-кишечный тракт практически любых горечей, вне зависимости от того, какому растению они принадлежат: полынь горькая, бессмертник песчаный, горечавка синяя, вахта трехлистная, одуванчик лекарственный, цетрария исландская и многие – многие другие.

Очень интересным и перспективным представляется в связи с динамическим лечебным действием вкуса использование пряностей в качестве лекарственных средств, а также широкое использование фитодиететики. Что характерно, и это направление далеко не новое: использование пряностей великолепно разработано средневековыми таджикскими врачами, выдающимся Абу Али ибн Синой (Авиценна), Аль Бируни и другими.

О значении внешнего вида сбора мы уже упоминали. Считается, что определенная цветовая гамма может влиять на течение физиологических и патологических реакций в организме человека, что связано с электромагнитными свойствами света, окрашенного в тот или иной цвет.

Не претендуя на глобальные изменения в больном организме за счет цветовых свойств растений, мы должны быть благодарны цветам уже только за то, что эмоциональный настрой, с которым пациент будет брать в руки пакет с составом, неизменно будет если и не приподнятым, то хотя бы благожелательным.

Впрочем, в индийской фитотерапии цвету растительного сырья отводится очень большая роль. В связи с этим нужно вспомнить о четвертом принципе подбора трав в сбор – энергетическом.

Данный принцип имеет ярко выраженные «восточные» корни, базируется на философских воззрениях народов Азии, нередко труднодоступных для понимания европейца, и поэтому в практике современного врача с классическим  западным образованием используется ограниченно.

Если проблема восточной теории о вкусе лекарства (наш третий принцип) для понимания врачом – европейцем вполне приемлема, то теория цветового подбора растений в состав сбора требует некоторых пояснений.

В соответствии с теорией, сформировавшейся в Индии за много веков до Рождества Христова, каждый человек, помимо видимого нами физического тела, состоящего из тканей и органов, имеет также несколько других тел, помещаемых одно в другое, как матрешки.

 Самое ближнее к физическому телу так называемое эфирное тело, представляющее собой интегрированное абстрактное понятие всеобъемлющей Функции организма. Грубо говоря, эфирное тело – это протекающие в органах и тканях биохимические, биофизические и прочие процессы, которые отличают живую ткань от мертвой.

Следующее тело – астральное – является также абстрактным интегрированным понятием, но на этот раз оно является результирующей эмоций, постоянно присутствующих в самых немыслимых комбинациях в неотрывной связи с нашим физическим телом.

Четвертое тело (считаем, начиная с физического) – тело желаний, по-другому, тело воли. От того, насколько развито это тело, зависит, насколько хорошо в человеке стыкуются животные инстинкты и эмоции, позволяющие ему выживать, с одной стороны, и высшие проявления – способность к абстрактным размышлениям, способность к любви в высоком ее проявлении, с другой стороны.

Затем следует ментальное тело, или тело мыслей, тело психики. Материей для этого тела служат наши мысли, ни на минуту не покидающие наш мозг.

 Шестое и седьмое тела – тело души и Божественного Духа соответственно – понятия еще более абстрактные, нежели все пять предыдущих, и на объяснение их сути может уйти не одна страница книги, что противоречит ее основной задаче.

Дело в том, что если воздействие на пять уровней человеческого тела с целительской целью – дело обычного мирского врача, то работа с душой – прерогатива психотерапевта, психиатра или священника.

Применительно к теме данной главы нужно еще пояснить следующее. Все вышеперечисленные энергетические тела имеют непосредственное отношение к физическому телу, взаимно проникают друг в друга и взаимно влияют друг на друга. Таким образом, должны быть какие-то «точки сшивки» всех этих «одежек» друг с другом. И такие точки есть.

Индусы называют их чакрами, что в переводе означает «колесо», так как по форме данные образования, являющиеся энергетическими центрами человеческого тела, представляют собой тороид, напоминающий бублик.

Каждая чакра имеет свою зону ответственности среди органов и тканей (на уровне физического тела), их функций (на уровне эфирного тела), эмоций (на уровне астрального тела), желаний и так далее. В том числе каждая чакра имеет свой чистый цвет. Для удобства информация по чакрам сведена в таблицу.

Непосредственное отношение к теме подбора растений в состав сбора по их цветовой принадлежности имеет положение индийской фитотерапии, предписывающее для реализации лечебного эффекта воздействовать на нарушенную функцию органа посредством чакры, которая отвечает за эту функцию. Этого добиваются путем назначения в состав сбора растений, цвет лепестков которых совпадает с чистым цветом чакры.

Например, человек страдает хроническим холециститом. При этом основные нарушения  наблюдается в гепатобилиарной системе, за которую

 

Чакра

 

Локализация

 

Органы соответствия

 

Функции

 

цвет

 

Мулатхара

 

Копчик

 

Половые органы, толстая кишка, мочевой пузырь

 

Репродукция (половое поведение), выделение

 

Красный

 

Свадхистхана

 

Лобковая область

 

Внутренние половые органы, почки, верхние отделы толстого кишечника.

 

Репродукция (эндокринная регуляция), обмен веществ

 

Оранжевый

 

Манипура

 

Пупок

 

Органы пищеварительного тракта, селезенка.

 

Пищеварение, обмен веществ, кроветворение

 

Желтый

 

Анахата

 

Уровень сердца

 

Сердце, легкие.

 

Кровоснабжение, дыхание

 

Зеленый

 

Вишудха

 

Кадык, шея

 

Глотка, трахея, щитовидная железа.

 

Дыхание, голосообразование, основной обмен

 

Голубой

 

Аджна

 

Переносица

 

Ствол мозга, подкорковые структуры.

 

Высшая рефлекторная регуляция и эмоциональна я сфера

 

Синий

 

Сахасрара

 

Макушка головы

 

Ретикуло-лимбический комплекс

 

Высшие психические проявления

 

Фиолетовый

 

 

отвечает чакра манипура (чистый цвет - желтый). В соответствии с излагаемой теорией больного нужно лечить желтоцветковыми растениями.

Услужливая память тут же подсказывает примеры: бессмертник, чистотел, володушка, одуванчик и так далее. Человек, даже не слишком сведущий в траволечении, прекрасно знает эти примеры из обиходного употребления.

Лечение в соответствии с принципами биоэнергетики строится на удалении из зоны воздействия негативной информации с последующим восполнением образовавшейся «пустоты» чистой положительной энергией. В нашем случае для этого используются травы, цвет лепестков которых совпадает с цветовой принадлежностью чакры.

Возникает логичный вопрос, в каких случаях растение выступает в качестве очищающего чакру средства, а когда наоборот, подкачивающего. Для ответа на этот вопрос используют аспекты лунного цикла.

 Принято считать, что движение жизненной энергии - праны - начинается с нижней чакры мулатхары в момент новолуния и к полнолунию достигает верхней чакры сахасрары.

Таким образом, к этому моменту проходит ровно половина лунного цикла. Затем луна, продолжая совершать свое круговое движение, идет на убыль и движется вдоль чакр в обратном направлении. Зная, что чакр семь, а лунный цикл равен 28 дням, легко подсчитать, что каждой чакре соответствует два дня лунного цикла на растущей луне (период притока энергии) и два дня на убывающей (период оттока энергии).

Растения, собранные в соответствующие периоды луны, имеют на чакру аналогичное действие. Например, борец ядовитый, имеющий синие цветки, собранный в одиннадцатый и двенадцатый дни лунного цикла, нагнетает энергию в аджну, а собранный в семнадцатый и восемнадцатый дни - наоборот способствует оттоку.

Иными словами, чтобы очистить шестую чакру от негативной энергии, нужно давать больному отвары или настойки синецветкового борца (растения рода Aconitum), собранного на 17 и 18-й дни лунного цикла, а чтобы восполнить дефицит энергии в аджне дают препараты борца, собранные на 11 и 12-й дни цикла.

Клинический пример: тиреоидит, сопровождающийся снижением функции щитовидной железы нужно лечить, давая синецветковый борец, собранный на 11 или 12-й день лунного цикла, а острый ларингит или тиреотоксикоз - тем же борцом, собранным на 17 и 18-й день.

Желтоцветковые борцы, как и бессмертник, одуванчик, чистотел и прочие, обладают энергетической активностью к манипуре (3 чакра), которая отвечает за весь комплекс пищеварительных органов, систему белкового синтеза и детоксикации. Сбор борцов такого вида нужно производить на 5-6-й и 23-24-й дни лунного календаря. Хронический гипоацидный гастрит, дискинезию желчевыводящих путей по гипотоническому типу лечат желтым борцом первого периода сбора, а язвенную болезнь 12-ти перстной кишки и острый гепатит - борцом второго периода сбора.

В соответствие с этой теорией можно составлять комплексные очистительные сборы, действующие на все чакры. В таких сборах должны использоваться растения с лепестками всего цветового спектра от красного до фиолетового, собранные на убывающей луне.

Принято считать, что растения, имеющие белые цветы, могут применяться для воздействия на все чакры в зависимости от времени сбора. Этот феномен связывают с тем, что белый цвет является универсальным и составным, включающим в себя все цвета радуги.

Соответственно, белые цветы, собранные на протяжении всего периода растущей луны, составленные в сборе, могут быть использованы для комплексного восполнения энергии всех чакр. Сборы такого плана находят применение в период выздоровления после болезни, с профилактической целью в конце зимы и так далее.

Несколько отличается от индийского подход к выбору трав в традиционных школах траволечения Китая, Кореи, Японии и других стран Восточной и Юго-восточной Азии.

Подбор трав производится  также на основании  энергетических аспектов. Однако используемая в данном случае теория меридианальных нарушений с одной стороны усложняет подбор (чакр всего семь, а меридианов - двенадцать), а с другой – позволяет конкретизировать назначения. Под меридианальной теорией в данном случае понимается теория классической китайской акупунктуры, в соответствии с которой функционирование органов зависит от циркуляции по меридианам, расположенным на теле и конечностях, жизненной энергии Ци. Если Ци циркулирует без препятствий и возмущений, то организм пребывает в здоровье и благоденствии, и наоборот, нарушения циркуляции приводит к появлению болезни.

В китайской фитотерапии все лекарственные растения разделены по их способности возбуждать или наоборот гасить энергию в конкретном канале. Однако простое знание того, по отношению к какому меридиану трава проявляет свою активность, еще не позволяет составить сбор. Для этого необходимо также знать массу сложных теоретических аспектов китайской медицинской философии, таких как например концепция У - Син, объясняющая взаимные меридиональные и элементарные влияния, понятия полного и пустого жара и вытекающее из него лечебное правило бу – се, и так далее.

К сожалению, подробное объяснение основ восточной философии не входит в план данной монографии, и для лучшего понимания этого вопроса пытливому читателю необходимо обратиться к другим источникам. Тем не менее, чтобы зародить в неравнодушных умах здоровое любопытство, скажу, что концепция У – Син, как ни одна другая теория в мире, приводит в порядок, систематизирует и делает очень понятным лечение гомеопатическими препаратами.

Итак, мы видим, что в мире существует немало интересных своеобразных, в корне отличных друг от друга теорий, на основе которых могут быть подобраны травы в состав сбора. Использование этих теорий в практической деятельности зависит от многих обстоятельств, и в первую очередь, от того, в какой философской системе воспитывался травник. Однако профессионал не имеет права игнорировать какие бы то ни было знания, даже если они не находят отклика при первом знакомстве.

Так как в число задач данной монографии входит не только доведение до внимания уважаемых коллег методики лечения мастопатии, но и обучение (насколько это возможно) непрофессионалов некоторым приемам фитотерапии, то, отходя от теоретизирования, я рекомендовал бы при подборе растений в сбор опираться на фармакологическую характеристику растений. Такая рекомендация основана на том, что именно этот подход ближе всего менталитету европейца. Кроме того, описание фармакологических свойств растений можно найти в многочисленных справочниках и энциклопедиях лекарственных растений, которыми изобилуют прилавки магазинов. 

Следующий важный вопрос траволечения – сколько растений необходимо использовать в составлении одного сбора.

Анализируя существующие подходы к применению трав, нетрудно заметить, что их назначение часто приобретает одну из четырех разновидностей:

1.      Монотерапия – использование всего одного растения для реализации лечебного эффекта.

2.      Малокомпонентные сборы, включающие от 3 до 6 компонентов.

3.      Среднекомпонентные сборы, включающие от 7 до 13 компонентов.

4.      Многокомпонентные сборы, или бальзамы, нередко насчитывающие свыше 20 компонентов.

 

Выбор того или иного количества растений в сбор часто характеризует этническую школу траволечения. Например, бальзамические многокомпонентные составы характерны для восточных школ (Китай, Корея, Япония). Русская фитотерапия тяготеет к малокомпонентным сборам, включающим 3-5 растений. Монотерапия находит отражение в средневековых европейских трактатах.

Принадлежность травника к той или иной школе фитотерапии нередко делает его экстремистом в вопросе выбора количества трав, вызывает массу споров между коллегами.

При ближайшем рассмотрении спор о количестве растений, включаемых в сбор, не может вестись в принципе. Он имеет смысл только применительно к каждому конкретному больному, мало того, к каждому конкретному мгновению, этапу воздействия на болезнь. 

Чем более выражены органические изменения в тканях, чем более угнетены или физиологически невозможны функции этих тканей, тем более грубое, однозначное, стимулирующее или заместительное действие лекарства требуется.

Понятно, что в такой ситуации оправдана монофитотерапия или же лечение малокомпонентными сборами, в которых основная роль отводится мощным биологически активным веществам. Как показывает анализ, такими веществами в большинстве случаев являются алкалоиды или гликозиды.

Если же болезнь находится на стадии преобладания функциональных изменений над органическими, когда во главе угла стоит расстройство регуляции тех или иных процессов, в таких случаях грубые влияния больших доз алкалоидов могут быть пагубны. Здесь более оправдано применение средне- и многокомпонентных сборов, имеющих не только очень разнообразный фармакологический состав (алкалоиды уже не имеют доминирующего влияния), но и характеризующихся также низким удельным весом каждого конкретного вещества. В этой связи не грех вспомнить закон Арндта – Шульца, который гласит, что высокие дозы вещества угнетают, а низкие стимулируют функцию живой ткани.

Интересно отметить, что удельный вес активных веществ растений в составе многокомпонентного сбора достигает таких ничтожных величин, что возникает вполне оправданная аналогия с комплексными гомеопатическими средствами. Гомеопатия, как известно, во главу угла ставит тезис неповторимой специфичности токсической характеристики вещества симптомам болезненного состояния, которое предстоит вылечить.

В свете этого, метод применения многокомпонентных сборов, когда травы берутся в большом количестве без всякого разбора, лишь бы самые лучшие, и все это объясняется тем, что, мол, «организм сам возьмет из сбора только то, что ему нужно», начинает здорово напоминать спекуляцию.

Тибетские многокомпонентные натуропатические составы, насчитывающие наряду с минеральными и органическими до 30 растительных компонентов, приводимые в «Чжуд-ши», не просто значительно отличаются друг от друга. Мало того, они имеют особые закономерности подбора трав, зависящие от патологического состояния.

Относительно темы нашего разговора (количество трав в сборе) в «Чжуд-ши» есть четкое мнение, изложенное в главе «Разряд составов из трав» (Дополнительная тантра). Риши Видьяджняна, одна из ипостасей Будды Бхайшаджья - гуру, от имени которого идет повествование в трактате завещает своим ученикам делать травяные составы из семи трав. В данном случае речь идет о фитотерапии в чистом виде, когда для лечения применяются только травы (без минералов, драгоценностей, масла и т.п.) (72).

Для семитравий, рекомендуемых «Чжуд-ши», характерно, что первые четыре травы для всех сборов одинаковые – шлемник байкальский (Scutellaria baicalensis), соссюрея костус (Saussurea costus), шалфей лекарственный (Salvia officinalis) и горечавка крупнолистная (Gentiana macrofylla). Это так называемые травы – проводники, которые доводят три других растения сбора («советники») до места действия. Что характерно, тройки трав – «советников» также фиксированы и зависят от патологии, при которой они назначаются.

Все это носит некоторый характер догматичности, что с одной стороны накладывает ограничения на мышление и импровизацию целителя, но с другой позволяет работать тем, кому импровизация неинтересна или недоступна.

Итак, сколько же трав взять для приготовления сбора, предназначенного для лечения мастопатии? Исходя из всего, сказанного выше, логически вытекает рекомендация использовать не менее семи и не более тринадцати трав в сборе основного этапа лечения.

Напомню, что в случаях, когда имеется большой грубый узел в молочной железе, склонный к росту, мы назначает настойку одного - единственного мощного растения одновременно со сбором других растений в виде отвара.

Таким образом, мы комбинирует в едином подходе и монотерапию, и лечение среднекомпонентными сборами.

Многокомпонентные сборы могут быть применены в период реабилитации после основного курса лечения, а также с целью поддерживающей терапии, назначаемой в межсезонье.

Следующий вопрос траволечения: в каких соотношениях смешивать травы между собой в составе сборов.  Одной стороны он очень прост, с другой – очень сложен.

Простота в том, что основных принципа, в соответствии с которыми определяется удельный вес травы в сборе, всего два.

Первый. Обычно все травы берутся в равных пропорция. Однако удельный вес травы может быть уменьшен, если она относится к категории сильнодействующих или даже ядовитых. Как правило, это касается таких трав, как багульник болотный, донник лекарственный, княжик охотский, прострел луговой и других.

Второй принцип. Соотношение трав в сборе может быть подчинено принципу приоритетности терапевтических направлений. Так, если ведущим звеном патогенеза мастопатии является снижение функции щитовидной железы, то в сборе может преобладать дурнишник обыкновенный, дрок красильный или шандра.

Как мы видим, эти два принципа достаточно просты и не вызывают каких-либо проблем  понимания.

С другой стороны на практике очень редкий травник станет при помощи аптечных  весов вымерять требуемое количество растения. И хотя в народной фитотерапии есть свои меры веса (щепоть между большим, указательным и средним пальцами вмещает 10-14 г сухого сырья, и так далее), навряд ли вы увидите, чтобы травник считал эти щепоти. Он бросает сырье в тарелку, где оно смешивается, не думая. Я лично не раз видел, как это делал мой учитель и другие авторитетные травники, все время удивлялся и не мог понять смысла выбора.

Сейчас, когда я уже не один год работаю с травами, я поступаю также и не задумываюсь, почему я делаю так. Вероятно, это имеет отношение к интуиции, может быть к укоренившимся практическим навыкам, а может быть как-то связано с биоэнергетическим восприятием целителем растения. По большому счету, механизм не имеет никакого значения.

Какие части растения выбирать, смешивая растения в сборе?

Понятно, что, определившись с выбором трав, вы возьмете те их части, которые содержат максимум действующих веществ. Например, если это ромашка, то используемая часть – цветы, если ива – кора, если аир – берете корень, если земляника, то можно взять растение целиком.

Однако в восточной фитотерапии есть принцип подобия, в соответствии с которым для лечения костей используются корни, стволы - для лечения мышц, кора - для лечения кожи, ветви - сосудов, листья - шести полых органов, цветы - пяти органов чувств, плоды - пяти плотных органов для лечения костей используются корни, стволы - для лечения мышц, кора - для лечения кожи, ветви - сосудов, листья - шести полых органов, цветы - пяти органов чувств, плоды - пяти плотных органов.

Если вы подчиняете свою деятельность этому принципу, то выбор части растения далеко не всегда может совпадать с общепринятой методой (по максимуму содержания БАВ).

Моя рекомендация по выбору части растения имеет отношение и к последнему вопросу этой главы: какой способ приготовления лекарства из сбора выбрать? Эта рекомендация заключается в следующем.

Старайтесь включать в сбор части растений одинаковой плотности, например, не сочетайте нежные цветы с грубой корой.

Старайтесь не включать в один сбор эфиросодержащее (очень пахучее) и грубое сырье.

Следование этим простым советам значительно упростит приготовления лекарства, так как каждое сырье требует своей температуры, времени и условий экспозиции в экстрагенте (в воде).

Итак, выделяют следующие лекарственные формы, приготовляемые из травяных сборов.

Настой (напар). Готовится путем заливания сырья, помещенного в термос, крутым кипятком. Разновидностью настоя является выдерживание емкости с сырьем, залитым кипятком, в теплой духовке.

Хочется отметить, что эфиросодержащее сырье (например, корень валерианы) может быть приготовлено путем холодного настоя, когда сырье заливают холодной водой. В этом случае время экстракции значительно увеличивается.

Время приготовления настоя – от 30 минут для эфиромасличных культур и цветков до нескольких часов для листьев и стеблей обычных растений.

Отвар. Заключается в кипячении сырья, залитого водой, на водяной бане  на малом огне в течение определенного времени. Листья и стебли обычно кипятят 15-20 минут; корни, почки и кору выдерживают на огне не менее 30 минут.

В научной фитотерапии принято отвары после процеживания доводить до исходного объема кипяченой водой. В то же время в восточной фитотерапии отвары могут не только не доводиться до исходного объема, но и упариваются до двух третей исходного объема. Для этого они могут кипятиться в течение нескольких часов.

Для целей лечения мастопатии в домашних условиях или в условиях неприспособленной клиники лучше всего подходит пятнадцатиминутный отвар смеси трав на водяной бане с последующим доведением до исходного объема кипяченой водой.

Кроме того, есть еще несколько нетрадиционных для русской и научной фитотерапии лекарственных форм, которые могут быть использованы в нашей ситуации. Речь идет о медовых или камедных пилюлях и драже, а также о порошках.

С последними проще всего. Достаточно сбор перемолоть в кофемолке в мелкодисперсный порошок и употреблять его по 2/3 чайной ложки на прием, запивая водой.

Медовые или камедные пилюли и драже также делают из порошка, добавляя в него мед или камедь (например, ферулы) до приобретения смесью тестообразной консистенции. Из теста катают драже величиной с крупную горошину, раскладывают в один слой на противне и сушат в духовом шкафу при температуре около 50° С в течение нескольких часов.

Принимают обычно по 2 драже три раза в день до еды.

Среднекомпонентные сборы, как и сильнодействующие травы, могут быть настояны на этиловом спирте. Настаивание проводится по обычным правилам: одна часть сбора (сухого сырья) заливается четырьмя частями 70% этилового спирта, выдерживается в темном месте в течение 2-3 недель, периодически встряхивая сосуд. В таком случае прием препарата производится за 30 минут до еды по одной чайной ложке три раза в день.

Мое личное мнение таково, что данная метода хороша только для многокомпонентных сборов, когда таким образом готовится бальзам. Среднекомпонентные сборы лучше всего готовить в виде отвара, который мягче действует на организм.

Итак, подводя итог главе, сведем воедино параметры травяного сбора, применяемого для лечения мастопатии:

1.      Сбор содержит от семи до тринадцати растений.

2.      Растения подобраны таким образом, чтобы по возможности перекрыть все патогенетические механизмы развития заболевания.

3.      Запах, вкус и цвет травяной смеси лучше оставить без изменений. Если проводится коррекция этих показателей, то она должна учитывать положения динамического действия данных факторов на организм.

4.      В сборе объединено сырье, близкое по плотности.

5.      Предпочтительной лекарственной формой избирается водный отвар.