aconit2000@mail.ru

812 572-79-77 - запись на прием
921 795-02-95 - справки

о проекте
статьи
онкология
справочник растений
заказ трав
контакт
гомеопатия
форум
тех.поддержка

Аконит в тибетской медицине.

Интерес к тибетской медицине, появившийся в России в начале 20 века и ознаменованный переводами трактата “Чжуд-ши” на русский язык (П.Н. Бадмаев, 1903 г.; А.М. Позднеев, 1908 г.), в настоящее время незаслуженно угас. Такая тенденция, на мой взгляд, связана с особенностями европейского менталитета, выражающимися в склонности делить целое на части, переходить от абстрактного к конкретному и, по возможности, все упрощать. Так было и с тибетской медициной.

Являясь синтетической системой лечения и профилактики заболеваний, тибетская медицина объединила в себе все лучшие особенности этнической медицины стран, окружавших Тибет: Китай - дал акупунктуру и прижигание, учение о пяти первоэлементах и Инь - Ян; Индия - учение о трех дошах, понятия профилактики, здорового образа жизни и очищения организма (Аюрведа); Тибет привнес методы диагностики по пульсу и моче. А также из всех источников поступали сведения об использовании трав. Стремление европейцев к конкретике привело к разделению органичной единой системы на отдельных направления: акупунктура, фитотерапия и понятие о здоровом образе жизни. Иными словами, сделан был шаг назад.

Другой причиной охлаждения к древним системам исцеления является бурное развитие медицинской оперативной и диагностической аппаратуры, а также химико-фармацевтической промышленности.

Однако в последнее время, когда удельный вес хронических заболеваний среди населения очень возрос (причины этого роста – медико-социальные), интерес к старым, проверенным методам лечения возвращается.

В задачи этой главы не входит изложение всей тибетской системы оздоровления. Но прежде, чем освещать использование аконита, необходимо дать основные понятия тибетской медицины, без которых невозможно правильно ориентироваться в интересующем нас вопросе.

Итак, основным источником и непререкаемым авторитетом в тибетской медицине считается трактат “Чжуд-ши” - экстракт амриты, восьмичленная тантра тайных устных наставлений. Как видно из названия, знания передавались тайно от учителя к ученику, устно. Так продолжалось вплоть до XII века, когда выдающийся тибетский врач Ютог Йондан-гонпо не обобщил все знания в письменном виде в книге “Чжуд-ши”.

Тибетские мудрецы уже в те далекие времена вполне обоснованно считали, что любая болезнь есть результат взаимодействия факторов внешней среды (климатические условия, редким труда и отдыха, микроорганизмы и так далее) с организмом человека. В то же время особенности реагирования человека на факторы внешней среды находятся в непосредственной зависимости от конституциональных свойств человека, данных ему от рождения и частично изменяющихся в течение жизни.

Формирование конституции зависит от сочетания в теле человека трех факторов, называемых дошами: доша ветра, доша слизи и доша желчи. Путем простого математического анализа можно легко прийти к существованию семи основных конституциональных типов людей. Из них три главных: тип слизи, тип желчи и тип ветра - по преобладающей в организме доше. Затем идут три типа смешанной конституции, когда преобладающие доши сочетаются по две. И, наконец, седьмой тип - в нем все три доши смешаны поровну.

Понятие, или феномен, доши современные исследователи ассоциируют с различными типами физиологической регуляции. Так, доша ветер сравнивается с нервной регуляцией, доша желчь - с эндокринной, а доша слизь - с местно-тканевой (159).

Глобальный смысл дош достаточно прост: в природе все состоит из них. Если в человеке преобладает доша слизь (тучный, бледный, потливый человек) и он любит пищу со сладким вкусом (в которой также преобладает доша слизь) и живет во влажном холодном климате (тоже доша слизь), то такой человек обязательно заболеет болезнями слизи вследствие перенасыщения ею. Эти болезни, как правило, поражают легкие, толстый кишечник и кожу (аллергические реакции).

Далее. Понятия “Инь - Ян”, интерпретируемые на тибетский лад как “холод” и “жар”, соответствуют в медицине состояниям гипо- и гиперфункции и приводят к делению всех болезней на болезни холода и болезни жара.

Первые сопровождаются понижением функции пораженной ткани или органа, преобладанием процессов накопления, анаболизма. Примером являются опухоли, предопухолевые состояния (гиперпластический гипоацидный гастрит). Второй тип болезней, напротив, характеризуется гиперфункцией пораженного органа, преобладанием процессов разрушения, катаболизма. Пример - все острые воспаления.

Нередко заболевания не могут быть однозначно отнесены к Инь или Ян. Например, бронхиальная астма, в основе патогенеза лежит гиперфункция определенных звеньев иммунной системы и гладкой мускулатуры бронхов. Однако в результате длительного течения заболевания развивается атрофия слизистой оболочки бронхов и ателектатическое расширение альвеол с истончением стенок. В итоге развивается дыхательная недостаточность. То есть болезнь жара (Ян) переходит в болезнь холода (Инь), сохраняя при этом черты Ян. Такая тенденция очень характерна для всех длительно текущих заболеваний, склонных к хронизации. Как говорили древние врачи Востока, болезнь идет снаружи внутрь.

В соответствии с классификацией болезней по Инь – Ян - признаку все лекарственные средства в “Чжуд-ши” делятся на “средства от жара” и “средства от холода”.

Какое отношение имеет столь длинная преамбула непосредственно к акониту? Дело в том, что борец ядовитый в тибетской медицине считается универсальным лекарством, излечивающим как болезни холода, так и болезни жара. Недаром тибетцы, склонные к иносказаниям в литературе, наградили аконит званием “Великое лекарство”.

Учитывая, что источники; содержащие информацию по тибетской медицине, встречаются нечасто, я взял на себя труд дословно выписать из “Чжуд-ши” все упоминания о борце. Они помещены в конце книги в “Приложении”. В связи с этим цитирование первоисточника в данной главе сведено к минимуму.

Кроме названия “Великое лекарство”, борец еще несколько раз попадает в список сокращений и иносказаний, что опять свидетельствует о его высокой популярности на Тибете:

  1. “главные из трав” - борец разнолистный и шлемник байкальский;
  2. “один цветок” - цветок борца синего;
  3. “три борца” - борец разнолистный, борец ликоктонум и борец люридум.

Специалистами, изучавшими рукописи “Чжуд-ши” и “Атлас тибетской медицины” (цветные иллюстрации), удалось идентифицировать пять видов и собирательных образов аконита:

  1. Борец разнолистный, bong-nga dkar-po, Aconitum heterophyllum;
  2. Борец (красный), bong-nga dmar, Aconitum lycoctonum;
  3. Борец (синий), bong-nga sngon-po, Aconitum spp.;
  4. Борец (желтый), bong-nga ser, Aconitum luridum;
  5. Борец (черный, ядовитый), bi-sha nag-po, Aconitum spp.

Комментарии я приводил в I главе, поэтому останавливаться не буду.

В тибетской медицине одно из важнейших свойств лекарства - это его вкус. Вкусы разделялись на первичные и вторичные. Им приписывалось особое динамическое действие в организме. По “Чжуд-ши” аконит обладает горьким вкусом, а все горькие лекарства, попадая в организм, подавляют желчь (имеется в виду доша, а не секрет печени).

“Горькое лечит потерю аппетита; болезни от червей, жажду, мдзе, обмороки, римс, рвоту, болезни желчи, отравления; сушит жир, костный мозг, кал и мочу, проясняет сознание; лечит болезни грудных желез и потерю голоса. Избыток его истощает силы тела, усиливает ветер и слизь”.

Как видно из этой цитаты, показания к применению “горького” аконита представляют собой набор весьма общих синдромов и симптомов, характерных для самых разнообразных заболеваний.

Более конкретные показания для аконита даются в “Тантре объяснений” и “Дополнительной тантре”. (Том 2 и 4 соответственно).

Самыми редко упоминаемыми видами борца в “Чжуд-ши” являются борец желтый (А. luridum) и борец красный (А. lycoctonum). Поэтому с них и начнем.

Борец желтый, относящийся к секции противоядных (А. anthora), однозначно определяется, как “лекарство от ядов”. Никакой другой роли в “Чжуд-ши” ему не отводится.

Борец красный, “волкобойник”, (А. 1усос^опит), относящийся к секции малоядовитых борцов, так же относится к группе “лекарств от яда”. В этом случае, правда, ситуация уточняется: “Борец ликоктонум обезвреживает мясной яд и яд цзан”.

Борец разнолистный (А. heterophyllum), хотя и является наиболее часто упоминаемым растением не только среди борцов, но среди прочих растений, вошедших в "Чжуд-ши", все же показания к его применению ограничиваются областью "болезней жара". Этот феномен (высокая частота упоминания и однобокость в использовании) объясняется, на мой взгляд, следующими причинами.

В XII веке, когда отсутствовали антибиотики, антигистаминные препараты, аналептики, основной проблемой врачей в плане лечения были инфекционные заболевания и интоксикации, в большинстве случаев приводившие больного к смертельному исходу.

В то же время, людей, страдавших хроническими болезнями в стадии декомпенсации (болезни "холода") и доживавших до преклонного возраста, было немного. К слову сказать, в наше время ситуация кардинально изменилась: научившись побеждать инфекционные болезни и ликвидировать угрожающие жизни состояния, мы абсолютно забыли, как сохранить здоровье до старости.

Суммируя показания к применению борца разнолистного, приходим к выводу, что наиболее часто он применялся в следующих случаях:

1. В качестве лекарства от ядов самого различного происхождения. Вероятно, здесь заключена перспектива применения борца при заболеваниях, вызываемых либо сопровождающихся эндотоксикозом (самоотравлением организма продуктами нарушенного обмена);

2. Как противорвотное средство при отравлениях;

3. При “жаре печени” (гепатиты различной этиологии, с пожелтением кожных покровов и склер);

4. При “жаре крови” (сепсис), в том числе сопровождающемся ДВС - синдромом.

5. При “жаре желчи” (то есть при всех заболеваниях, сопровождающихся усилением функции эндокринных органов);

6. При “жаре тонкого и толстого кишечника” (острые колиты и энтериты, в основном, инфекционной природы);

7. При “хрипоте, жаре и сухости в горле” (инфекционные заболевания верхних дыхательных путей);

8. Бактериальные инфекции внутренних органов;

9. Для устранения похмелья;

10. Любые заразные болезни.

Таким образом, несмотря на узко направленное действие “против жара”, показания к применению борца разнолистного все же очень широки.

В отличие от трех своих предшественников, борец черный, ядовитый, биша, имеет кардинальные отличия в показаниях к применению. В составе различных смесей он излечивает болезни пхо лог, от червей, гнйар-гзер, лхог, гог-па, является лучшим при чху-сер и мдзе, кроме того “брас, дму, ор и скйа-рбаб”. И, что примечательно, лечит скраны (т.е. опухоли).

Учитывая очень своеобразный подход в определении нозологических форм на Тибете и рискуя оказаться не совсем точным, я все же попытаюсь интерпретировать тибетские названия болезней, приводимые в предыдущем абзаце:

пхо-лог - опухоли желудка;

лхог - разновидность опухолей, причем может иметься ввиду абсцесс;

гаг-па - болезнь, сопровождающаяся поражением сердца, почек или желудка;

чху-сер - различные отеки, связанные со смешанным расстройством слизи и желчи;

брас - хронические язвы на коже, которые со временем приводят к размягчению подлежащих костей;

дму - увеличение объема желудка из-за скоплений содержимого вследствие снижения силы пищеварительного огня (хронический гипоацидный гипертрофический гастрит);

ор - отеки на той стороне лица, на которой лежит голова во время сна;

скйа-рбаб - состояние, предшествующее ор, сопровождается отеками на лодыжках, потерей цвета щек;

скран - общее название опухоли, например, пхо-скран - опухоль желудка, возникающая вследствие расстройства “крови в матке”.

Дму включает в себя несколько видов расстройств:

1. дму-пху-бйер - отечность тела;

2. загс - “падение воды из легких к печени и почкам”;

3. Кхйимс-чху - застойные отеки полых органов;

4. Рдол-чху - повреждение кожных покровов с экссудацией тканевой жидкости.

Скйа-рбаб - это нарушение состояния легких, сердца, печени, селезенки и лимфы.

Ор - патологические изменения, которые могут быть связаны с “холодной” и “горячей” патологией.

Дму, ор, скйа-рбаб и скран относятся к группе “старых” хронических болезней различной этиологии, поражающих наружные покровы и внутренние органы.

Черный би-ша использовался для выяснения эффективности “могучих шариков” - безоара (извлечение из печени различных животных). Для этого порошок корня би-ша растворяли в воде, в которую затем окунались шарики безоара. Считается, что приготовленный таким образом лучший шарик может вернуть к жизни семерых отравившихся, шарик среднего качества - пятерых, худшего качества — трех отравившихся.

Таким образом, анализируя показания к применению борца ядовитого, можно с полным убеждением утверждать, что спектр его применения очень широк и включает в себя:

1. онкологические заболевания самой разнообразной локализации;

2. хронические заболевания внутренних органов в стадии декомпенсации их функций, появление отеков;

3. аутоиммунные и системные заболевания с поражением нескольких органов;

4. состояния, сопровождающиеся угнетением иммунитета;

5. отравления.

Несомненная актуальность этих заболеваний, а также сложность, а нередко, и безуспешность их лечения современными фармакологическими средствами, обязывает нас, современных врачей, с самым пристальным вниманием отнестись к изучению борца ядовитого.

Борцы используются практически во всех лекарственных формах, известных в тибетской медицине. Их насчитывают восемь: порошки, пилюли, отвары, дегу (смесь на меду или патоке), кханда (сгущенный отвар), чан (спиртовая настойка), зольные лекарства (получаются путем сжигания ингредиентов без доступа воздуха) и, наконец, масляные лекарства. Кроме того, борец применяется наружно в составе ванн при нарывах и “холодных отеках”, в виде компрессов при “сужении горла от отравления ядом”, а также для растираний при болях и отеках.

В заключение остается лишь упомянуть, что “Чжуд-ши” рекомендует использовать корень аконита в смеси с другими травами и минералами в качестве оберега, защиты врача или целителя от “злых духов” при работе с тяжелыми больными, в том числе с инфекционными. Для этого смесь, в состав которой входит борец, зашивают в ладанку и вешают на шею.

главная страница | книги и статьи | справочник растений | заказ трав | контакт |